Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное   учреждение 

г. Астрахани «Детский сад

№ 100»

 

 

 

Консультации педагогов

 

Консультации педагогов

 

 

ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

К сюжетно – ролевым играм относятся игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные, театрализованные игры, игры – драматизации, режиссёрские игры, игры – фантазирование, игры – этюды.

ПРИНЦИПЫ:

Первый принцип заключается в том, что в совместной игре с детьми позиция педагога - это позиция «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствует себя свободным  и равным  взрослыму.

Из этого следует второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

Третий принцип - ориентирование ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

 

Этапы руководства игрой:

      подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

      основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);

      участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

 

Методика организации сюжетно-ролевой игры.

1.    Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей. 

2.           Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры мы стремимся  к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяем предполагаемые роли и средства игровой организации.

3.           Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4.           Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно –ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд , кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации -  важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой  игры.

5.           Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.

6.           Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры  можно использовать некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать ТСО для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре.  Но иногда, когда это необходимо,  подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли можно распределить между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

7.           Сохранение игровой ситуации. Условия сохранения у детей стойкого интереса к игре: воспитатель задает тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию; старается обыгрывать любое дело детского коллектива; все меры педагогического воздействия на детей осуществляет в игровом ключе, не разрушая игровой ситуации. В ходе сюжетно - ролевой игры включаются развернутые творческие игры  или игры на местности с идентичными сюжетами.

8.           Завершение игры. Разрабатывая план игры, заранее нужно наметить предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов. 

Этапы развития игры в разные возрастные периоды.

 

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

 

3 – 4 года

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

 

 

4 -5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3 -4 взаимосвязанных действий/ дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

 

 

5 – 6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

 

6 – 7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

 

   

 

 

РОДИТЕЛЯМ О ФГОС ДО

Уважаемые родители!

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. С 1 января 2014 года мы с вами будем взаимодействовать, руководствуясь федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт)!
В данном буклете мы постараемся кратко познакомить вас с этим важным документом.
Зачем нам понадобился Стандарт?
Наша жизнь стремительно меняется, и, вполне возможно, вашим детям придется работать по специальностям, которых пока просто нет. Существующая система дошкольного образования не сможет подготовить вашего ребенка к тому, о чем еще сама не догадывается, потому что привыкла ориентироваться на выработку у детей определенных знаний, умений и навыков. А будущее требует от наших детей «инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности». Развитием этих качеств и призван заниматься Стандарт.
Что же такое Стандарт?
Стандарт – это сумма требований:
- к содержанию образовательной программы детского сада,
- к условиям реализации образовательной программы,
- к результатам освоения образовательной программы, которые определяют, какие личностные характеристики могут быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования.
По Стандарту — не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, Стандарт — не список навязанных знаний, умений и навыков, а договор между обществом, государством и семьей об условиях развития разных возможностей ребенка.
Что изменится?
На основе требований Стандарта мы с вами будем самостоятельно разрабатывать и утверждать свою программу (да-да, уважаемые родители, именно мы с вами, так как 40% программы формируется участниками образовательных отношений), учитывая при этом примерные программы из федерального реестра, который будет в открытом доступе. Никаких экзаменов, аттестаций, мониторингов у нас не будет, а главный упор в нашей работе будет сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями, призванное сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Кроме того, Стандарт требует: окружающая ребенка среда должна быть «предметно-развивающей». То есть она должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний. Таким образом, Государство возьмет на себя львиную долю заботы об оснащении детского сада не только мебелью и игрушками, но и оборудованием для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудованием для проведения исследовательской деятельности!!!
Также Стандарт разрешает формирование индивидуальных образовательных маршрутов для детей с участием родителей и педагогов.
Предусматривает ли Стандарт оплату за образование ребенка в детском саду?
Нет. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Оплата родителями осуществляется только за присмотр и уход.
Не повлечет ли внедрение Стандарта дополнительные нагрузки на ребенка и тем самым ухудшения его здоровья?
Сохранение здоровья наших детей является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, детский сад обязан выполнять СанПиН и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность дошкольников. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.
Готовы ли педагоги работать по Стандарту?
Профессия «Воспитатель» предполагает непрерывное совершенствование во владении педагогическими технологиями. По закону об Образовании РФ и в соответствии с нормами трудового законодательства каждые три года проходит повышение квалификации.

Где вы можете получить дополнительную информацию о Стандарте?
Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/

ФГОС – нестандартный стандарт!

ФГОС – это возможность полноценного проживания ребенком его детства!

ФГОС – это возможность для ребенка заниматься тем, чем он хочет!

ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться!

 

 

Консультация :

«Путешествие в рукотворную сказку».

 

( Образовательная  область «Художественное  творчество»)

Подготовил: зам. зав.  по ВМР

На древней земле Радонежа.

            Название этому художественному промыслу дали несколько селений – Кудрино, Абрамцево, Хотьково, жители которых издавна занимались резьбой по дереву. Резчики абрамцево-кудринского промысла унаследовали традиции мастеров Троице-Сергеева монастыря, расположенного неподалеку. Но дольше всего повлияло на развитие промысла создание в имении Абрамцево художественных мастерских. К концу XIX века сложился свой, особый стиль плоскорельефной резьбы. В 1930 году Абрамцевская и Хотьковская школы кустарного ученичества объединились в одну – Абрамцевскую школу, ныне Абрамцевское художественно-промышленное училище, которое находится в г. Хотькове. На базе многочисленных артелей в 1960 году создана Хотьковская фабрика художественных изделий.

            Места эти древние, заповедные, сказочные… может быть, где-то здесь, на зеленом берегу тихой речки, сидя на камне, горевала о своем братце Иванушке сестрица Аленушка. А на широком холме стояли в дозоре былинные богатыри и зорко всматривались в даль: не покажется ли где-то там дым сигнального костра, предупреждающего о нашествии вражеском…

            В дремучих лесах искали люди спасения от набегов жестоких степняков. Издавна стоял здесь небольшой городок-крепость Радонеж, в котором некогда родился самый почитаемый русский святой Сергий Радонежский – основатель  знаменитого Троице-Сергиева монастыря.

            А в 1308 году, как гласит предание, близ Радонежа, на реке Паже, был основан «Покров монастырь, что на Хотькове».

            Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда – красота окружающей природы.

            Расцвет народного промысла резьбы по дереву во многом связан с имением Абрамцево. В середине XIX века при надлежало оно писателю С.Т. Аксакову. А в 1870 году имение приобрел С.И. Мамонтов, богатый промышленник, меценат и большой любитель искусства. В Абрамцево часто приезжали и там работами известные писатели и художники. В Абрамцеве В. Серов написал картину «Девочка с персиками», а В. Васнецов начал работать над «Богатырями» и «Аленушкой».

            А вскоре Е.Д. Поленова, сестра знамен итого художника Василия Поленова, организовала в Абрамцеве художественные мастерские, в которых возрождались народные промыслы. В этих мастерских умельцы из окрестных сел и деревень изготовляли различные изделия из дерева, мебель по старинным образцам.

            Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узоры народной вышивки на рушниках., полотенцах, одежде. Резные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки, ларца, вазы или ковша – братины. Мастера подкрашивают свои изделия морилкой различных оттенков, наносят слой лака, полируют. И, кажется, что шкатулочка или ковш сделан из редкого ценного дерева, привезенного за тридевять земель.

            В наши дни традиции народных мастеров прошлого продолжают жить в работах учащихся Абрамцевского художественно-промышленного училища. Это можно сравнить с неиссякаемым чистым родником, что пробился к нам сквозь века…

            Кроме резьбы по дереву, абрамцевские художники занимаются обработкой кости и камня, художественной керамикой.

 

Скопа – птица сказочная.

            Скопинская керамика как народный художественный промысел получила известность со второй половины XIX века. Археологические исследования подтверждают, что в XII веке в районе города Скопина, Рязанской, уже существовал гончарный промысел.

            Особенность скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зеленого или желтого цвета.

            В 1934 году основана артель, с 1976 года – Скопинская фабрика керамических изделий.

            Среди пологих холмов, широких полей и зеленых перелесков, на древней рязанской земле стоит город Скопин. Возник он как сторожевая крепость, защищающая южные рубежи России.

            Росли здесь когда-то дремучие леса, а в реках и озерах в изобилии плескалась рыба. Охотилась на нее быстрокрылая птица скопа. Острыми, сильными когтями она ловко выхватывала из воды сверкающую чешуей серебристой плотвичку, полосатого окуня или длинную стерлядку. По преданию, в честь этой птицы и назвали люди свой городок-крепость Скопин.

            Шли века, исчезли непроходимые леса, все реже можно встретить скопу, несущую в когтях свою добычу. Но навечно осталась эта птица на городском гербе Скопина.

            Издавна местные жители лепили из глины незатейливую, простую посуду – горшки, кринки, кувшины и миски. А еще свистульки в виде забавных зверюшек, птичек, всадников  на конях. Привезет гончар свой товар на ярмарку, разложит. А чтобы привлечь покупателей, начнет дуть в свистульку:

- Скорей подходи, по сторонам не гляди! Выбирай товар, полезай в карман… Денег нет – так полюбуйся!

            Наверное, потому и прозвали скопинских гончаров «свистушниками». Известное дело: на чужой роток не  накинешь платок…

            Но со временем скопинские мастера стали делать посуду красивую, с лепными украшениями, покрытую цветной глазурью. Бывало вылепит гончар зверя невиданного или самовар, а то и просто шар – попробуй, сделай такой же! – и поставит свое изделие на высоком столбе перед домом. И всем ясно: здесь живет искусный мастер.

            Теперь скопинская керамика – кувшины, квасники-кумганы, подсвечники, кружки и многое другое – словно скульптурное произведение в несколько ярусов. Носик у кумгана – голова птицы скопы с раскрытым клювом. Можно увидеть и крылья, и лапы с когтями. Но это еще не все! Украшают мастера свои вещи красиво вылепленными сказочными животными, забавными лягушатами, рыбами, львами. Есть и причудливый орнамент из цветов, листьев и ветвей. Празднично поблескивает матовая глазурь. И уже не назовешь скопинскую посуду простой, обычной, есть в ней что-то сказочное. Словно вылепил ее сказочный волшебник.

            Но не всемогущий чародей сделал это чудо, а умелые руки мастера. Рождается это произведение гончарного искусства постепенно, по частям. Лепит гончар из длинных кусочков глины, как говорят скопинские мастера, из «жгутов-налепков». Считается, что это древнейший способ гончарного производства. Движения мастера точны и аккуратны. Осядет глина, сомнется – лепи сначала. А после обжига в печи кувшин  или квасник станут прочными, звонкими.

            Рассказывают, что однажды на свадебном столе стоял, сверкая позолотой, самовар. И угольки горели в нем, и кипяток плескался. Все гости с удовольствием пили чай. А потом хозяин дома, гончар, бросил самовар на пол, и тот… разлетелся на кусочки. Оказалось он был вылеплен скопинским умельцем из глины. «Это на счастье!» - весело сказал гончар.

            И верно, нарядная и сказочная скопинская керамика – это щедрый дар нам всем «на счастье».

 

Серебряная краса Великого Устюга.

            Народный художественный промысел чернения по серебру (черневое серебро) сложился в городе Великом Устюге к XVIII веку. Развитию промысла способствовало удобное расположение города на пересечении торговых и транспортных путей, а также открытие серебряных месторождений на реке Цильме, неподалеку от Великого Устюга.

            Великоустюжские ремесленники славились декоративной обработкой серебра, меди, железа. Особую известность приобрело чернение по серебру. В 1761 году в Великом Устюге начинает работать фабрика купцов Поповых. После закрытия фабрики искусством чернения занимались лишь отдельные мастера. В 1933 году образовалась артель ремесленников, а с 1960 года – фабрика «Северная чернь»

            В тех краях, где сливаются реки Сухона и Юг, а далее несет свои воды в студеное Белое море Северная Двина, издавна стоит славный город Великий Устюг. Его название происходит от слава «устье» - устье реки Юг. Важные торговые пути на Север, к морскому порту Архангельску, в далекую Сибирь проходили через город, потому и величали Устюг Великим.

            Каких только товаров не увидишь в торговых рядах города! Заморские ткани, сибирские меха, вина и мед, лен и рыба, лес и пенька, кожи и металл, хлеб из Поволжья… Воистину славен Великий Устюг!

            И славны его мастера. Большой спрос был на великоустюжское червонное серебро. Десятки лавок в серебряном ряду торговали изделиями с чернью. Знали великоустюжскую чернь не только в России, но и в чужедальних странах.

            Искусство украшения серебряных и золотых изделий узорами и рисунками чернью было известно с глубокой древности, еще со времен Киевской Руси.

            В середине XVIII века мастера  из Великого Устюга ездили для обучения и совершенствования в своем деле в Москву. Одна из самых ранних известных работ – посох епископа Варлаама. Надпись чернью сообщает: посох этот два с лишним века назад сделал и украсил устюжанин Михаил Климшин. Устюжская чернь считалась в России самой красивой и прочной – хоть молотком бей, ни крошки не выпадет.

            Купцы Афанасий и Степан Поповы открыли в 1761 году в Великом Устюге настоящую фабрику «черневой на серебре работы».

            Делали на фабрике табакерки, флаконы для духов, различные коробочки, серебряные стаканчики и подносы, украшенные чернью и позолотой. Рисунки изображали сценки охоты, лихие тройки, корабли под парусами, виды городов, портреты знаменитых героев. Часто рисунки сопровождались надписями и даже географическими картами. Великоустюжская чернь славилась глубоким черным цветом с легким синеватым оттенком. С годами рисунок не изменялся – не боялся ни жары, ни холода.

            В старину мастера хранили секрет приготовления черни. Чтобы ее приготовить, порой требовался не один месяц!

            Чернь – это особый состав из серебра, свинца, меди, серы. Сначала художник резцом или иглой наносит рисунок на поверхность изделия. Потом покрывает его чернью. Те места, где чернить не надо, обмазывает глиной. И вот изделие отправляется в печь. Чернь расплавляется, заполняет все углубления рисунка, крепко-накрепко «держится» за серебряную поверхность изделия.

            После очистки и полировки мы видим чудесные картины на шкатулках и ларцах, столовых приборах и ювелирных украшениях. Черные ажурные узоры, четкие рисунки на фоне светлого, мерцающего серебра или золота – словно волшебные узоры Деда Мороза на замерзшем стекле.

 

 

Красота рожденная огнем.

            Плавильный и чугунолитейный завод в городе Касли, Челябинской области, работает с середины XVIII века. На заводе изготовляли ограды, разнообразные решетки, детали архитектурных сооружений, посуду и даже мебель.

            Традиции художественного литья сложились к середине XIX века. Изделия каслинских мастеров отличает точность отливки, тщательная отделка и проработка самых мельчайших деталей, мастерство передачи фактуры изделия, его различной поверхности. Каслинские литейщики создавали не только крупные монументальные произведения, но и мелкие скульптуры, декоративные предметы. Художественное чугунное литье из уральского города Касли не раз завоевывало высокие награды на выставках в Париже, Копенгагене, Стокгольме. В качестве моделей каслинские мастера использовали произведения известных скульпторов – П.К. Клодта, Н.И. Либериха, Е.А. Лансере, П.П. Забелло и других.

            Каслинский чугун и сегодня украшает не только улицы и площади городов, но и интерьеры наших домов, витрины художественных салонов и музеев.

            В 1900 году в Париже проходила Всемирная выставка. Много удивительного можно было увидеть на ней. Выстраивались огромные очереди в знаменитый «чугунный павильон».

Это была работа литейщиков и художников из уральского городка Касли.

            Павильон, его еще называли «палаткой», представлял собой удивительную комнату-шатер с ажурными, узорчатыми стенами и потолком из чугуна. И все в этой комнате было сделано из чугуна! И картины-медальоны на стенах, и изящная мебель, и вазы, и даже посуда! Особенно торжественно чугунные узоры смотрелись на фоне темно-красного бархата, которым были затянуты стены. Французские газеты и журналы писали о работе каслинских мастеров как о невиданном чуде.

            А начиналось все на южном Урале, где в 1747 году в городе Касли купец  Коробков построил чугунолитейный завод. Сначала на нем делали обычные вещи – котлы, кувшины, решетки, ограды, детали для строительства зданий и мостов. Но высокое качество каслинского чугуна вскоре получило широкую известность. Узорные ограды и ажурные решетки для садов, набережных, мостов везли в Петербург и другие города России. И можно вспомнить строки поэта А.С. Пушкина, посвященные городу на Неве: «Твоих оград узор чугунный…»

            Но всемирную славу мастерам Касли принесло художественное литье из чугуна. Огонь жар доменной печи рождает из железной руды чугун. Когда мы слышим слово «чугун», то представляем себе что-то тяжелое, грубое, простое. Вроде чугунной сковороды.

Но какими изящными могут быть чугунные скульптуры!

            Кажется, что всадник летит над степью, может быть, мы даже услышим лай охотничьих собак и протяжный звук охотничьего рожка… Каслинские мастера всегда славились изящностью работы, филигранной, почти ювилирной отделкой своих творений.

            …Мягкими складками струится одежда всадника, у скачущего коня под гладкой кожей перекатываются упругие мышцы, кровь пульсирует в жилах. Кажется, мы слышим стук его сердца. Чугун словно оживает!

            Каслинские мастера отливали копии работ известных скульпторов, создавали свои произведения. И мы видим образы простых людей – крестьян, занятых работой, пастухов, рыбаков… Скульптурные изображения различных животных с с поразительной точностью передают все их повадки, характер, даже движения.

            В это трудно поверить, но каслинские умельцы делали из чугуна даже украшения – кулоны, перстни, серьги, браслеты, броши, пряжки, тоненькие цепочки, ажурные ларцы и шкатулочки. Даже не верится, что все это сделано из тяжелого металла.

            И в наши дни не угасло чудесное искусство мастеров из Касли.

 

Узоры золотые Торжка.

            Искусство вышивки золотой и серебряной нитью известно в Торжке еще с XIII века.

             Для золотого торжокского шитья характерен растительный орнамент, разнообразные узоры из простых полос, петелек, звездочек. Вышивку нередко дополняют блестками и вклюением разреженных швов, которые применяются при оформлении шарфов, платков, различных дополнений к костюму. Торжокские мастерицы используют и весьма трудоемкие приемы шитья – кованый шов, литой шов, «в прикреп» и другие. Золотое шитье украшает изделия из бархата, кожи, сукна – это может быть одежда, обувь, сувениры, эмблемы. Старинные традиции золотого шитья сегодня продолжают мастерицы Торжокской фабрики им. 8-го марта и художественно-производственных объединений.

            Между рекой Волгой и озером Селигер, на реке Тверце, издавна стоит город Торжок. В летописях он упоминается даже раньше Москвы, под 1134 годом, но, возможно, существовал и ранее. Известен Борисоглебский Новоторжский монастырь, возникший еще в 1038 году. Основал его инок Ефрем, бывший конюший князей Бориса и Глеба, убитых по злому умыслу их брата, Святополка Окаянного.

            Место, где располагался древний городок-крепость, было бойкое, торговое. Со всех сторон света приезжали сюда купцы, привозили на продажу и сами покупали здесь много всякого товара. Так и родилось название городка - Торжок. Называли его еще и Новым Торжком.

             Но приходили гости и незваные. В 1238 году осадил город Торжок всей силую хан Батый. «Татарове идоша ко Торжку и биша две недели, люди же изнемог во граде… и посекшее всех марта в пятый день», доносит до нас печальное известие летописец. За свою долгую историю страдал Торжок и от усобиц русских князей.

            Не только ратными подвигами прославился Торжок. Жили в нем умелые кузнецы, кожемяки, сапожники. Особую славу Торжку принесло знаменитое золотое шитье.

            Вы знаете, что такое «канитель»? нет, это не долгое, скучное и бестолковое дело. А очень тонкая золотая или серебряная нить. С незапамятных времен вышивали на Руси золотыми и серебряными нитями. Золотошвеи работали и боярских мастерских, и в царском дворце. Под расшитыми золотом стягами шли на бой русские дружины. Сверкало золотое шитье на церковных одеяниях священнослужителей. Украшала золотая вышивка и  праздничную одежду крестьян: сарафаны, головные уборы, пояса, платки. Вышитый парчовый сарафан так и называли – «золотник».

В древности в ходу были удивительные деньги – расшитые золотом кусочки  кожи.

             Искусные мастерицы из Торжка создавали золотые узоры на шубах, шапках, сафьяновых, из тонкой и мягкой кожи, сапогах.

            В Тогжок приезжали семьями, чтобы загодя приготовить приданное для дочерей. Может, именно в Торжке и родилась поговорка, записанная Владимиром Далем: «Кто умеет золотом шить, не пойдет молотком бить».

            Не раз бывал проездом в Торжке великий русский поэт А.С. Пушкин. Купил он себе здесь красивый кошелек, а в подарок княгине  В.Ф. Вяземской  - шитые золотом и серебром пояса. В одном из писем другу поэт написал:  «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы».

            И в наши дни не угас интерес к золотому торжокскому шитью.

            О мастерстве торжокских золотошвей сложили песню в которой есть такие слова:

Привезли мне из Торжка

Два сафьянных сапожка.

 

Краса Беломорья.

            Народный художественный промысел резной кости в  Холмогорах и окрестных селениях Архангельской области известен с XVII века, но возможно, существовал гораздо раньше. Расцвет промысла пришелся на XVIII и первую половину XIX века. После периода упадка в начале XX столетия, промысел резьбы по кости восстановлен заново. Начала работать косторезная школа, в 1932 году основана артель, а 1960 года – фабрика художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова.

            Разнообразные изделия современных мастеров: кубки, вазы, ларцы, декоративные и ювелирные изделия, украшенные резьбой и гравировкой, - пользуются большим успехом на российских и международных художественных выставках, высоко ценятся всеми любителями прекрасного. Современная холмогорская резьба продолжает и развивает традиции старых мастеров. Кроме Холмогор, в нашей стране существуют и другие центры художественной резьбы по кости.

            Древние люди умели делать из кости животных нужные им вещи: ножи, гарпуны, скребки,  наконечники стрел, украшения и амулеты.

            Археологи при раскопках в старинных русских городах часто находят костяные гребни, заколки, бусы, коробочки и даже шахматные фигурки, вырезанные из кости.

            Царь Иван Грозный восседал на троне, украшенном резными костяными пластинами. Византийские послы, побывавшие на Руси еще в X-XI веках, восхищались мастерством русских резчиков по кости.

            Около XII века на берегу Белого, или, как тогда говорили, «Студеного», моря пришли русские люди, отважные и предприимчивые новгородцы, выходцы из верхневолжских земель. Поморы – так стали называть этих людей – обживали суровые северные просторы, уходили в море на небольших парусных судах – кочах и ладьях. Море кормило здешних жителей. Поморы открывали новые тутти, ловили рыбу, били морского зверя, добывали «мягкую рухлядь» - пушнину.

            Средь ценной добычи был и «рыбий зуб» - моржовая кость. Из кости умельцы вырезали затейливые украшения для шкатулок, ларцов, изображали сценки охоты, морских путешествий, библейских сказаний.

            Особенно славились мастера из Холмогор. Это поселение на берегу Северной Двины возникло еще в XIV веке и первоначально называлось Колмогоры, поселение было торговым, богатым. В XVIII веке оно превратилось в уездный город Архангельской губернии.

            Его украсил старейший в тех местах каменный Спасо-Преображенский собор с нарядной колокольней. Около Холмогор, в бывшей деревне Мишанинской, родились великий русский ученый М.В. Ломоносов и талантливый скульптор Ф.И. Шубин.

            К XVII веку Холмогоры и окрестные селения стали признанным центром народного промысла резьбы по кости. И неудивительно, что именно холмогорских резчиков по царскому указу вызывали для работы в Оружейной палате Московского Кремля. Резные чарки и вазы, ларцы и дворцовую мебель, посохи священников и даже эфесы сабель украсили костяные пластинки с мастерски вырезанными узорными орнаментами, с рельефными рисунками: сценками из истории, Священного Писания, а также с изображениями героев мифов и легенд. Ажурная вязь тонкой работы холмогорских резчиков восхищала всех, кто ее видел.

            И у себя на родине мастера создавали вещи не хуже кремлевских – всевозможные ларцы и шкатулки, украшения, оправы для зеркал и многое другое. Легкое, воздушное кружево казалось не вырезанным из твердой кости, а сплетенным искусной кружевницей. Иногда холмогорские мастера окрашивали кость в разные цвета, а под «сквозную» резьбу подкладывали цветную фольгу или полупрозрачную слюду. Это создавало особый декоративный эффект. Словно мерцает северное сияние, светится чистый лед…

            И даже не верится, что все эти чудесные вещи сделаны из такого материала, как кость.

            Современные холмогорские резчики искусно владеют всеми секретами мастерства своих предков.

 

Подготовила воспитатель

 Кириллина Оксана Владимировна

Дорогие мамы и папы, мы рады приветствовать вас и вашего малыша в нашем

детском саду № 100!

Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

 

Рекомендации родителям:

1.   1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ними детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует или нелегко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

2.   2. Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается.

3.   Дайте ребенку игрушку, постарайтесь «уговорить ее» переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли с ней грустно. Таким образом, вы узнаете много о том, как вашему малышу удается привыкать к детскому саду.

4.   Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенным: вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней пребывания в детском саду должны ограничиваться временем до дневного сна, в дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время постепенно увеличивается.

5.   В период привыкания детей к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, можно стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть с ним в веселые подвижные игры и в полной мере выражать эмоции как детям, так и взрослым.

Рекомендации воспитателя: 

  • Необходимо заранее познакомиться с условиями детского сада и приблизить к ним условия воспитания в семье (режим дня, характер питания).
  • Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: “Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.”.

Другой вариант: “В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе.

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда..

  • Формируем позитивный настрой .  Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – совсем скоро он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.
  • Рассказываем о том, что ждет ребенка в детском саду.

Честно говорим о возможных трудностях:

Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: “Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: “Я хочу пить”, и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю”.

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: “Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать”.

  • Первое время лучше не оставлять ребенка в детском саду на полный день.
  • Важно научить ребенка общаться со сверстниками (поделиться игрушкой, поблагодарить). Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
  • Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.

 

Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

  • Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня .
  • Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить Вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик. . Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите .При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам. Ну и, конечно, не забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет.
  • Планируйте свою жизнь с учетом интересов малыша

Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность “подстроиться” под особенности адаптации малыша.

  • Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде Вам дорог и любим. В период адаптации усиленно эмоционально поддерживайте  его. Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим Чаще обнимайте его и целуйте.
  • Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи,  за его непослушание.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

 

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Подготовила воспитатель

Кириллина Оксана Владимировна

«Учим стихи рисуя и играя».

Стихи пробуждают в душе ребенка лучшие чувства: доброту, сочувствие, сопереживание.

Поэтические образы учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить слабого, помочь ему. И, как правило, яркие поэтические строки вызывают желание сочинять самостоятельно.

Можно спросить детей: « Как вы думаете, какому человеку легче жить на свете – доброму или злому? ». В ответ можно услышать разные высказывания или, наоборот, недоуменное молчание. Тогда прочитать стих.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один…

Заучивание – утомительный процесс для ребенка. Чтобы облегчить запоминание, можно использовать в работе следующие приемы: «расскажи стихи руками», мнемотехнику. А расширить работу и сделать ее более творческой, может помочь планшет или доска для рисования.

Это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач:

- автоматизации звукопроизношения;

- обогащения словарного запаса;

- развития связной речи;

- воображения;

- зрительного внимания, памяти, мелкой моторики.

С помощью планшета дети легко учат стихи, так как сами с удовольствием их рисуют.

При заучивании стихов можно использовать следующие приемы:

- Перекидывание мяча друг другу ( каждый «полет» мяча – одна стихотворная строчка).

- Построчное запоминание ( дети собираются в кружок, воспитатель читает стихотворение и «раздает» каждому по одной строке «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется рукой до следующего». Раздавая строчки, стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: дети с хорошей памятью « получают» длинные строчки, с плохой – короткие).

- Поочередное ( воспитатель – дети) чтение поэтических строк.

- Чтение текста шепотом или игра «Эхо» ( одни говорят громко, другие тише, как эхо). Можно произносить одну строчку вообще без голоса, только губами, а другие вслух.

- Чтение стихотворения от имени сказочного героя или героя мультфильма    ( дети должны узнать, кто этот герой).

- Чтение стихотворений с различным настроением ( грустно, испуганно, радостно, сердито, удивленно, возмущенно).

- Различные виды театра, игрушки или с предметы их заменяющие.

- Проговаривание хором ( дает возможность тем детям, которые не смогли сразу запомнить строки, «скрыться» в общем хоре голосов).

- Прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного чтения ( в записи).

Известно, что без поддержки родителей добиться хороших результатов нельзя, поэтому привлекать к игре нужно и мам, и пап. Дать задание на дом – придумать как можно больше рифм к разным словам. И еще предложить родителям сочинить вместе с детьми двустишия, четверостишия на определенную тему и с конкретными словами. В родительском уголке под рубрикой «Учите вместе с нами»  регулярно помещать стихи, которые заучиваем с детьми, рекомендации о том, как дома драматизировать стихи, какие игровые приемы можно использовать при заучивании стихотворений наизусть.

Хочется верить, если дети полюбят поэзию, будут знать наизусть много стихов, они станут интеллектуально и духовно богаче.

 

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Денисова А.В., Коноплева Т.П.,  группа № 3

Как приобщить трехлетнего ребенка к книге?


Как приобщить трехлетнего ребенка к книге? Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место.

Народные песенки, потешки, сказки погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу.

Одна из движущих сил развития ребенка - сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг, но приходят незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их УМЫ и СЕРДЦА.

Сам ребенок к книге не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый.

Мы детям много читали и рассказывали. Ежедневно читали русские народные и авторские сказки, небольшие рассказы русских и зарубежных писателей. При любом подходящем случае  сопровождали свою речь исполнением русских народных песенок и потешек; с детьми водили хороводы, играли в народные игры, в которых действие сопровождалось текстом.

Мы ежедневно привлекаем внимание детей к рассматриванию иллюстраций, чтению коротких произведений. Мы обязательно показываем детям, как перелистывать книгу, правильно держать, куда класть. Учитывая данный возраст, мы часто используем фольклор: потешки, поговорки, прибаутки, колыбельные. Используем их не только на занятиях, но и в режимных моментах, в играх. Также нам показалось необходимым оформить книжный уголок, куда мы поместили предметные и сюжетные картинки. Мы учим детей рассматривать, отвечать на простые вопросы: Кто (что) это? Что делает? Сначала  мы смастерили самодельные книжки – малышки и учили с ними обращаться детей. Через некоторое время внесли в уголок настоящие красочные, яркие, с крупными иллюстрациями книги (книжки-игрушки, книжки-вырубки, книжки-панорамы).


С детьми рассматривали книжные иллюстрации. Их приобщали к неторопливому восприятию рисунка, «прочтение» которого с помощью взрослого вызывает у ребенка радость и желание сегодня, завтра и позже вернуться к рассматриванию знакомой иллюстрации.

Остается в силе правило - читать детям ежедневно, читать народные песенки, потешки, народные и авторские сказки, стихи и рассказы русских и зарубежных писателей.

При каждом подходящем случае читаем малышам народные песенки и потешки, стихи наших отечественных поэтов; рассказываем детям народные сказки, руководствуясь их собственным выбором.

Список художественной литературы, рекомендуемый для чтения детям трех-четырех лет, включает весьма объемный раздел по устному народному творчеству. Кроме народных сказок, песенок и потешек, в него вошли считалки, скороговорки, небылицы.

Считаться с помощью считалки дети этого возраста не могут, даже если знают текст наизусть. Вы сами будете пересчитывать их, а малышам эта своеобразная игра, сочетающая жесты и слова, доставит огромную радость.

И скороговорки будете читать для детей тоже вы, взрослые. Обычно такое быстрое чтение приводит малышей в восторг, и они просят, чтобы читали еще и еще. И даже пробуют самостоятельно что-то бормотать в очень быстром темпе, веселясь от души.

Анализируя программные песенки и потешки, авторские стихи, мы сгруппировали их, ориентируясь на тот вид детской деятельности, в котором то или иное произведение будет к месту. Естественно, что эта классификация условна, но она дает воспитателю вполне определенные ориентиры.

 

  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - -

Бешнова Галина Александровна, инструктор по физкультуре.

 

 

«Для чего годен старый мяч» или «Подделки из мяча»

 

Многие безжалостно выбрасывают старые сдутые мячи, а между тем из них можно сделать забавные игрушки и подделки.

Резиновые мячи очень хорошо красятся акриловыми красками, к ним можно приклеить различные декоративные детали.

 

«Неваляшка»

Два резиновых мяча скрепляются посередине хорошим клеем. «Ручками» неваляшки служат два малых мяча. Все мячи приклеиваем, чтобы получилась неваляшка. Затем оформляем голову и все остальные части приклеиваем.

 

«Осьминожки»

Их лучше делать из малых мячей. Мячи красятся акриловыми красками, после высыхания краски, приклеиваем мячи либо на плотный картон, вырезанный или в виде цветка или звезды. Все остальное вырезается из бумаги или рисуется тонкой кистью.

 

 

«Смешарики Крош»

Резиновый мяч красится в синий цвет. Остальные детали вырезаются ткани и приклеиваются.

 

 

«Скорлупа для утенка»

Резиновый мяч разрезается посередине, ножницами вырезаем зубчики. Затем красим все в белый цвет. Сажаем утенка, цыпленка в скорлупу и домик готов.

 

 

«Колобок»

Отдельно выкраиваем детали из ткани, как для мягкой игрушки. Затем детали пришиваются к мячу. Мяч, красится в желтый цвет, после высыхания пришиваются остальные детали.

 

 

 

«Кукла»

К резиновому мячу крепятся детали. Здесь можно проявить свою фантазию.

 

 

«Виноград»

Теннисные шарики (можно даже треснутые) скрепляются в виде грозди хорошим клеем, затем все красим акриловыми красками и кисточки. После высыхания краски, приклеиваем декоративные листочки, из шелковой тонкой ленты делаются усики.

б

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"